Обратиться ?Вопрос-ответ

Протоиерей Алексей Скляров: «Природа, частью которой являются и животные, – это дар Божий»

Поделиться:
Распечатать

Протоиерей Алексей Георгиевич Скляров, благочинный Невского благочиннического округа Санкт-Петербургской Епархии Русской Православной церкви (Московский Патриархат), принимает активное участие в работе Общественного совета при Правительстве Санкт-Петербурга по вопросам отношения к домашним животным, контактирует с его членами при обсуждении городских проблем. Деятельность отца Алексея у всех на виду. Он коммуникабелен, открыт, доступен, он всегда готов ответить на любые вопросы. Но что самое главное, его ответы заставляют задуматься и порождают новые вопросы. Порождают желание встретиться с этим человеком снова. Снова побеседовать. Валерию Шарпило и редакции журнала «Собачий остров» всегда хотелось не просто узнать мнение отца Алексея по конкретным проблемам, но и получить ответы на некоторые вопросы, выходящие за рамки сиюминутной ситуации («здесь и сейчас»). Отец Алексей пошел навстречу и любезно ответил на них.

- Отец Алексей, мы работаем с Вами в Общественном совете. Хотелось бы услышать, какова официальная позиция церкви по вопросу отношения к животным? Это какая-то специфическая позиция? Гуманизм – это само собой разумеется. А вот что-то связанное непосредственно с отношением к животным есть?

- Некоторые положения об отношении Церкви к внешнему миру, к обществу изложены в документе, который называется Основы социальной концепции Русской Православной Церкви, в разделе «Церковь и проблемы экологии», а также в документе «Позиция Русской Православной Церкви по актуальным проблемам экологии». Основы социальной концепции – это довольно-таки крупный документ, в котором изложено отношение церкви к разным явлениям современного мира. Чего-то касаемо конкретно животных в нем нет. Нет, потому что животные относятся к окружающему миру.

Но в 2015 году Священным Синодом был утвержден чин молебного пения о сохранении творения Божия. Мы совершаем этот молебен в первое воскресенье сентября. Церковь относится к животным как к творению Божьему и как к дару, который дан нам Богом. Вот это очень важно понимать. Было время, когда человек считал себя хозяином и поэтому очень безрассудно относился к тому, что ему дал Господь. Природа, частью которой являются и животные, – это дар Божий. Этот дар тебе просто дан, ты можешь им пользоваться, но это никак не твоя собственность. Этот дар только отчасти принадлежит одариваемому, все равно часть этого дара остается у того, кто его дарует. Поэтому и отношение к животным особое. Но в то же самое время у Церкви нет какого-то особого отношения к животным. Ну, скажем, чтобы их как-то превозносить.

Сегодня мы очень часто встречаемся с ситуацией, когда в нашем сознании животное заменяет человека. Бывает, что отношение человека к животным даже лучше, чем к другим людям, а это неправильно. Принципиально неправильно. Почему? Да потому что животное все равно остается животным, как бы вы его ни любили и как бы к нему ни относились. Все-таки надо помнить, что человек – венец творения, и в этом смысле он, конечно, выше животного. Для верующего человека высшей ценностью является Бог, а второй – это все-таки человек. В иерархии ценностей животные просто должны занимать свое место.

Правильная позиция – это, когда мы уважительно, с любовью относимся к тому миру, который есть у нас, к этому творению Божьему. И мы с милосердием относимся и к тем животным, которые, например, остаются на улице зимой. Поэтому, когда перекрывают этим животным доступ в какие-то места, где они могут обогреться, это, конечно, ужасно. У нас ни одного городского или районного общественного совета не проходит без того, чтобы обсудить закрытые подвалы. Вроде бы какая мелочь, но ведь речь идет о жизни кошек.

- Есть ли трактовка у Церкви такого понятия, как душа животных? Есть у животных душа или нет?

- Это вопрос, который многих волнует. Волнует особенно тех, кто любит своих питомцев, и особенно тогда, когда эти питомцы уходят. В Священном Писании много и часто употребляется слово «душа». В отношении животных ответ можно отчасти найти в области частных богословских мнений. Но есть такое понятие, как «трихотомия». То есть человек состоит из духа, который дал Господь, души и тела. А чем животные отличаются от человека? Тем, что в них нет этого самого духа Божия. Собственно, это то, что их отличает от человека. Но в то же самое время они живые, поэтому и душа у них есть. Ведь как сказано в Библии: Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей. И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым (Библия. Бытие. Глава Быт. 2, 19–20).

Другое дело, вечна ли душа у животных. Некоторые отцы, такие, как святитель Игнатий (Брянчанинов), считали, что смертна, а другие считают, что душа животных не погибает вместе с их телами.

Сторонником этого мнения был святой архиепископ Лука Войно-Ясенецкий.

В Библии сказано:

20 И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной.

21 И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее. И увидел Бог, что это хорошо.

22 И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле.

23 И был вечер, и было утро: день пятый.

24 И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так.

25 И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. И увидел Бог, что это хорошо.

26 И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле.

Библия. Бытие. Глава 1  Быт. 1, 20–26

- Человек попадает в ад или рай в зависимости от своих деяний. В работах великих художников (например, П.П. Рубенса, Я. Брейгеля-ст.) мы видим изображения рая. И там не только присутствуют животные, но мирно сосуществуют те, кто в природе антагонисты: хищники и олени, павлины и орлы, и т.д. Мы и в кино наблюдаем, и на фотографиях видим прекрасные картины: например, как львица кормит своих детенышей. Ради них она готова всем пожертвовать. Но вместе с тем для своих детей она убивает других животных. Как быть с этим?

- Вопреки мнению, скажем так, не сильно богословски образованных людей, Ад – это не место со сковородками, а Рай – это не место, где ты сидишь и наслаждаешься некоей загробной жизнью. Рай – это то место, в котором ты приближен к Богу. Человек к этому шел всю жизнь, старался духовно себя совершенствовать, старался служить ближнему, если он христианин – старался жить по-христиански. И вот Господь, видя эти старания, его спасает и придает ему возможность быть рядом с собой. Человек имеет возможность прославлять своего Творца. Его душе хорошо и спокойно, потому что он с Богом. Это райское состояние. А состояние Ада – это состояние отдаленности от Бога, и душа, которая всю жизнь была без Бога, – оказывается логично в том месте, где этого Бога нет.

Если мы обращаемся к Священному Писанию, то все очень кратко написано. Апостол Павел в послании к евреям пишет: «И как человекам положено однажды умереть, а потом суд» (Евр. 9, 27). Все. Что там дальше, – не расписано. Конечно, мы имеем свои представления, основанные на Предании. Но можем ли мы на животных переносить их, если мы даже не знаем, бессмертна ли душа животных? Поэтому я вообще не уверен, насколько этот вопрос актуален для животного. Но опять-таки, это наши человеческие рассуждения.

При этом я хотел бы обратить внимание на то, что животные часто упоминаются в Священном Писании и подчас играют важную роль. И на иконах изображаются.

Например, преподобный Герасим Иорданский изображен на иконе со львом.

Также льва мы видим в житии преподобной Марии Египетской. Что далеко ходить – есть и наши замечательные русские святые.

Преподобный Серафим Саровский: известно, что он разных животных кормил, которые к нему приходили. Что это, как не указание на то, что человек должен жить в гармонии с окружающим миром? 

Художники изображали рай. Изображали в нем животных. Думаю, что тем самым они хотели показать некое совершенное бытие. В православной иконописи, не говоря уже о западной живописи, аллегорий очень много, и когда средневековый иконописец вдруг пишет Божию Матерь в латах или в одеждах, характерных для средних веков, то надо понимать, что он был не настолько глуп, чтобы не осознавать, что в первом веке так не одевались. Он все это понимал. Но он писал понятно для своего времени. Переносил евангельские события в современную ему жизнь, делал их ближе к современникам.

Я опять-таки возвращаюсь к нашей жизни, сколько в ней несовершенств. Посмотрим даже на работу нашего Общественного совета.

- А что Вы можете сказать о его работе?

- Все, кто принимает участие в работе Общественного совета, пытаются исправить несовершенство нашей жизни, какого-то ее устройства. Да, есть вопросы, которые не могут решаться только государством. Их помогает решать общество и, в частности, общественные советы как некое выражение этого общества. Вот мы в течение 2018 года посетили все районы, объездили их. Везде разный опыт, но везде было желание, чтобы жизнь стала лучше для братьев наших меньших.

Мы хотим, чтобы те живые существа, которые живут рядом с нами, не страдали. Это дело благое. Я считаю это очень хорошее желание. Есть люди, которым безразлична боль другого человека, боль животного. Такой человек, скорее всего, озабочен своими собственными проблемами. На самом деле это просто, наверное, эгоизм и эгоцентризм. Это проявление гордыни, которая считается самым главным грехом.

Я считаю, мы делаем очень хорошие добрые дела. Особенно важно, когда это видят другие люди: ведь на заседания Общественного совета двери открыты всем. У нас залы практически всегда были полны. Много было людей, они высказывали разные точки зрения. Даже были какие-то споры, что, естественно, нормально. Главное, чтобы в этих ситуациях отсекать свою гордыню. Надо видеть какие-то пути решения вопросов: с теми же приютами, с животными, которые на улице находятся, и с теми животными, которые живут в домах.

Вот человек, который заводит у себя 50 кошек в квартире. Как к нему относиться? Это добрый хороший человек, который спасает животных, или это человек, которому просто нравятся животные, нравятся настолько, что он упивается своим эго, своей любовью к животным? Сами животные перестают его волновать по большому счету, они страдают от болезней и мучаются в этой квартире. Это самая сложная ситуация, потому что этому человеку сказать, что он не любит животных, значит оскорбить его до глубины души. А ведь по факту так и есть. Он любит себя, он любит свое отношение к животным, он смиряется с неудобствами, обстоятельствами, которые сопровождают проживание животных в его квартире. А еще ему абсолютно безразличны те люди, которые живут рядом с ним. Происходит подмена понятий. Но все-таки где-то что-то меняется, решаются проблемы с этими квартирами.

А контактные зоопарки? Кажется, что это так замечательно: пришел, погладил животное. А то, что животное страдает от света, от толпы, от постоянного стресса, и в голову не приходит. Потому что мы думаем о себе и позволяем себе умиляться эти полчаса.

Посмотрите на наши приюты. Какие они молодцы. Если бы не работали волонтеры многочисленные, то наш город был бы значительно хуже.

А если у нас на улице будут следы жизнедеятельности животных оставаться, то какая мы культурная столица? Люди должны убирать за своими животными, это покажет нашу общую культуру, в конечном счете, наше отношение к этому миру. А для христианина это очень важно.

- Наш Общественный совет достаточно уникальное явление: там представители власти, общественности и Церкви в Вашем лице. Но если сотрудничество Церкви с общественностью это само собой подразумевает, то союз Церкви с властью – как это происходит?

- Сейчас это не такая уж болезненная тема. Мы все живем в одном городе, в одном обществе, мы живем и друг другу помогаем. Я в этом не вижу никаких проблем, ведь что такое власть? Власть – это возможности, уникальные возможности, ни у кого таких возможностей, как у власти, нет. Да просто потому, что она решает.

А общественники? Как без них? Потому что они впереди на этом фронте работы. Когда меня в Совет приглашали, я думал: «Ну а зачем я там нужен?» Я решил для себя, что, наверное, смогу выразить мнение Церкви. Хотя бы тем, что сейчас говорю вот эти слова. Да, я могу каким-то образом где-то что-то подсказать или высказать точку зрения, опять-таки многовековую точку зрения, церковную. Могу поддержать общественников, членов Совета, за них помолиться. Я вижу, насколько это люди разные. Но что их всех объединяет – они все очень искренние. Если бы этого не было, если я бы увидел, что это формализм и что работа Совета никому не нужна, честно говоря, я бы постарался уйти. Но я вижу, что все в Совете искренне желают изменений в городе к лучшему, и стараются, и работают над этим, а не просто говорят.

Такое сотрудничество очень хорошо и Церкви, и обществу, и власти. Мы все вместе. У нас есть общие цели, почему же нам ради этого не объединиться? Я считаю, это очень хорошо – быть вместе. Господь хочет объединения всех в любви, а когда разделение появляется, это уже плохо, это уже не от Бога. Все, что касается хороших добрых дел, делаем вместе.

Критики, конечно, всегда будут. Ну что же делать? Можно только одно сказать: сделайте сами, сделайте лучше, мы порадуемся и к вам присоединимся.

- Вы можете рассказать о какой-то Вашей конкретной деятельности в составе Совета?

- Недавно событие было для нас уникальное – лекция «Животные в Великой Отечественной войне» для детей воскресной школы. Это, безусловно, очень важно.

Мы провели катание на ослике на Вербное воскресенье. Это традиционные катания, которые на Руси были. Возрождаем. Это прекрасно, так же как катание на животных, на ослике в Праздник входа Господня в Иерусалим. Все это под контролем городской ветеринарной службы. Детей приучают к любви к животному миру. Где животных увидеть в нашем городе? Только если в зоопарк пойти или где-то на природе оказаться. А тут есть такая возможность, для детей это радость. Может быть, и небольшие дела, но, тем не менее, мы их делаем. Я думаю, будем развивать тему с лекциями в нашей школе воскресной. Пробный шар уже был. Постараемся как-то расширить сотрудничество и с Общественным советом, чтобы в других местах нашего благочиния, а потом, может быть, и города, развивать подобное сотрудничество.

В первое воскресенье сентября молебен служим обо всем живом творении. Это тоже дело, которое очень важно, тем более что святейший Патриарх Кирилл благословил совершать этот молебен ежегодно. Приглашаем всех желающих помолиться об этом мире и о наших питомцах тоже.

- Мы с Вами поднимали все больше вопросы теоретические, а сейчас вопрос частный. У Вас были в детстве или есть сейчас домашние питомцы?

- Мне всегда очень хотелось иметь в доме собаку, но как-то не сложилось. А в детстве преимущественно у меня были маленькие животные: кролик, хомяки, рыбки.

У нас в приходе кошка была практически всегда. Она нужна не только для эстетического удовольствия, но еще для того, чтобы охраняла церковный дом от мышей. Вот сейчас нет – будем подыскивать.

Я  знаю, что среди духовенства очень много тех, кто держит домашних животных, просто потому, что это естественно, это нормально.

Материал подготовил Валерий Шарпило

Фотографии предоставлены Отцом Алексеем

Журнал «Собачий остров», №2 (58), 2019